/ Нематериальное культурное наследние дунганского народа / Традиции, ритуалы, праздники
Сын-ён жызы и нан минзы / Рождение ребенка и наречение имени

Рождение ребёнка – «сын-ён», это важное семейное событие. На третий день после рождения ребёнка, приглашается ахун для чтения молитвы и наречения имени по Корану – «Җин мир» (Имя по Книге). Для этого отец брал ребёнка головой на правую руку. Ребёнку открывали от пелёнок или шапочки уши. Священнослужитель читал Азан и дул на ребёнка, затем наклонялся над младенцем и произносил имя в правое ухо. Вновь читал молитву и произносил имя в левое ухо ребёнка.

Если семья была многодетная, то помимо имени, данного по Корану, ребёнок мог иметь имя по старшинству: «Дагә» – «Старший брат», «Даҗе» – «Старшая сестра»; или «Лоэр» – «Второй сын», «Эрҗе» – «Вторая сестра», «Ловар» – «Младший сын», «Лоҗер» – младшая сестра».

Девочкам могли присваиваться имена благожелательности, например: «Хуахуар» – «Красивый цветок», «Цунҗер» – «Умная, сообразительная сестра». Мальчикам благопожелательные имена давали реже.

В течении десяти дней роженицу могла посещать только мать. По истечению периода десятидневки роженицу и новорождённого посещают, главным образом только близкие родственники и очень близкие друзья. Только на сороковой день её могли посетить посторонние.

Географическое распространение

Селения Искра, Кенбулун, Хун Чи, Дмитриевка, г. Токмок, а также села Александровка, Милянфан Чуйской области. Село Ырдык Иссык-Кульской области. Кроме того, дисперсно в городах Бишкек, Каракол, а также в иных сёлах и городах Кыргызстана.

Современное состояние

Широко практикуется

Сообщество

  • Дунгане, проживающие в Чуйской и Иссык-Кульской области
  • Носители традиционных знаний

Меры по охране

  • Сохраняется благодаря народным обычаям

Литература/Ссылки

  • Джон А.А. Обычаи, обряды и поверья дунган. – Бишкек, 2016.