/ Нематериальное культурное наследние дунганского народа
Дачузы и фу / Героические поэмы и повествования

Этот жанр в дунганской культуре передавался в устной форме из поколения в поколение, в которых переосмыслены общекитайские эпические сюжеты «Сан гуй» /«Троецарствие», «Ма Да-жын ведёт войска» и другие.

Содержание «Сан гуй»/«Троецарствие» основывалось на историческом романе, автором которго считается Ло Гуаньчжун, живший начале эпохи Мин. В нем описываются события 169 по 280 годов. Одними из главных героев – антиподов: являлись Лю Бый и Цо-цо. Первый представлялся с положительной стороны, второй – в качестве хитрого, коварного человека.

Подобный вид устного творчества практиковался во время свадеб, когда рассказчик развлекал гостей. Рассказчика называли «фә фуди» — т.е. «пересказчик книги». Такие произведения, по своей природе, передают космогонические, исторические, политические, религиозные, бытовые и иные сведения жизневосприятия дунганского народа.

Географическое распространение

Селения Искра, Кенбулун, Хун Чи, Дмитриевка, г. Токмок, а также села Александровка, Милянфан Чуйской области. Село Ырдык Иссык-Кульской области. Кроме того, дисперсно в городах Бишкек, Каракол, а также в иных сёлах и городах Кыргызстана.

Современное состояние

Ушло в забытье

Сообщество

  • Дунгане, проживающие в Чуйской и Иссык-Кульской области
  • Филологи, литературоведы и эксперты по дунганскому языку и устному народному творчеству
  • Исследователи и антропологи
  • Носители традиционных знаний

Меры по охране

  • В настоящее время существование устных носителей исторических романов осталось только в памяти старшего поколения. На данный момент исполнителей не зафиксировано.

Литература/Ссылки

  • Юсуров Х. Ю. Образцы дунганского фольклора. – Фрунзе, 1960.
  • Соответствующие жанры китайской литературы